Главная > Полезные статьи > Обидчики Бизнеса Получают По Рукам

Обидчики Бизнеса Получают По Рукам


Сколько ни принимают в нашей стране нормативных актов и указов, избавляющих предпринимательство от произвола контролирующих и правоохранительных органов, особо старательные проверяющие и бесшабашные милиционеры умудряются "кошмарить" бизнес как ни в чем не бывало. Однако "око государево", как называют прокуратуру еще со времен Петра Великого, не дремлет...

Контроль по другим правилам

Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля [надзора] и муниципального контроля", вступивший в силу 1 мая 2009 года, изменил саму идеологию проведения внеплановых проверок.

Как отмечает известный юрист Елена Покидова в своих публикациях, главная идея, которую стремились воплотить в жизнь авторы закона,— осуществление контроля преимущественно посредством документарных проверок. Их предметом могут становиться сведения из документов предпринимателей и организаций об их организационно-правовой форме, правах и обязанностях. А также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и тех, что установлены муниципальными правовыми актами.

Законом №294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки, и их всего два. Первый— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и/или требований муниципальных правовых актов. И второе— получение контролерами обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ. Но только если речь идет о фактах причинения вреда или возникновения такой угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения или такой угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, основанием для внеплановой проверки может стать информация о нарушении прав потребителей.

Если же необходимость принятия неотложных мер все же возникает, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. Но только с извещением об этом органов прокуратуры.

Новый порядок

Еще в августе прошлого года Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка подписал приказ №313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Его издание потребовалось после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля [надзора] и муниципального контроля" и принятия постановления Правительства РФ от 30.07.2010 №489, определивших многоэтапность системы формирования ежегодного сводного плана.

Этими документами также установлена новая форма ежегодного плана, детализированы сроки и основания проведения плановых проверок, а также введены дополнительные критерии идентификации проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением федерального правительства впервые определен порядок внесения изменений в ежегодный план. Это допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юрлица и ИП в связи с его ликвидацией или реорганизацией, прекращением деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Своим приказом Юрий Чайка установил порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов, потребовал от своих подчиненных исключить необоснованное расширение органами контроля числа проверочных мероприятий, а также включение в планы противоречащих закону проверок.

Формирование сводного плана на 2011 год и его опубликование на сайте Генеральной прокуратуры в Интернете, а также проводимый постоянный мониторинг призваны были снизить административное давление на бизнес, вызванное значительным количеством проверок его субъектов, зачастую необоснованных.

Теперь органы прокуратуры в регионах размещают на официальных сайтах план проведения плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности на своей территории на каждый последующий год.

На сайте прокуратуры Ставропольского края в соответствующем разделе представлен план проведения плановых мероприятий органами государственного и муниципального контроля края на текущий год как часть сводного плана, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Опыт Ставрополья

В 2009 году при Прокуратуре Ставропольского края на основании приказа Генерального прокурора РФ создан отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле. Как заявили тогда представители прокуратуры, "новый отдел призван выполнять функции по формированию ежегодного сводного плана проведения органами государственного и муниципального контроля плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иные функции по защите прав указанных субъектов предпринимательства".

Отдел был создан в связи с принятием ФЗ №294 в целях реализации органами прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля [надзора], муниципального контроля.

Приказом Генпрокурора РФ был утвержден порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов МСП, а также единые формы процессуальных решений о согласовании и об отказе в согласовании их проведения. В прокуратурах городов, районов и межрайонных прокуратурах осуществление этих функций возложено на конкретных должностных лиц.

"На рассмотрение каждого заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки законодательством определены весьма ограниченные сроки для осуществления такого согласования, а именно не более двух суток. При этом принятие решения будет зависеть в каждом конкретном случае от наличия достаточных оснований для проведения такого контрольного мероприятия, подтвержденных соответствующими документами",— уточнили в краевой прокуратуре.

С момента вступления в силу ФЗ №294 прошло более полутора лет. Перемены к лучшему ставропольское предпринимательство отмечает, но недовольных произволом контролеров по-прежнему немало.



Вернуться назад