Главная > Полезные статьи > Определяем Объект И Предмет Исследования В Дипломной Работе

Определяем Объект И Предмет Исследования В Дипломной Работе


В одной из наших предыдущих статей мы рассуждали о том, как написать введение к дипломной работе, максимально следуя требованиям методических рекомендаций вузовских кафедр. Вывод, к которому мы пришли, утешает слабо: мало кому из студентов удается написать введение к дипломной работе на хорошем научном и тем более – на приличном грамматико-стилистическом уровне. Ну что уж тут поделать: как говорится, не всем дано. Однако проблему качества введения к дипломным работам это не решает, так что надо думать дальше…

Действительно, приличное введение к дипломной работе, как показывает практика, едва ли на 50 % обеспечивает успешную защиту диплома. При этом зачастую члены аттестационных комиссий куда внимательнее смотрят на формальные составляющие введения: цель, задачи, объект, предмет, методы – в ущерб реальному содержанию дипломной работы и даже полученным в ней результатам. Это – как в суде: подумаешь, что фактические обстоятельства уголовного дела не всегда соответствуют друг другу, цифры и факты «гуляют» – не вполне согласуются, иными словами. Зато материальные и процессуальные нормы судом соблюдены, изложены в решении точно и правильно.

Так и здесь: формализм ставится во главу угла. Смог правильно сформулировать вышеуказанные элементы введения, - честь тебе и хвала, и не очень мы будем в твоей работке-то дипломной копаться, выявлять несостыковочки всякие. Ну, а не смог – пеняй на себя: как же ты, милый, дипломную-то работу написал, если у тебя объект с предметом неправильно во введении определены, кое-как сформулированы. Не мог, мил человек, ты при таком-то раскладе правильно исследование дипломное провести, нужные результаты получить. Следовательно, троечку, так и быть, тебе поставим, а на большее… Ты ж понимаешь, формулировки не те…

А как эти формулировки «сформулировать», ежели про объект с предметом вообще ничего не ясно: что это такое, как их отграничить друг от друга, а уж тем паче – с темой дипломной работы соотнести? Как?

В методических рекомендациях одного уважаемого российского вуза читаем: «В качестве объекта исследования определяется избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Иными словами, объект исследования - это более широкое педагогическое или психологическое явление или понятие, в которое входит предмет исследования, или частью которого является предмет исследования».

Дальше в этих же методических рекомендациях определяется понятие «предмет исследования»: «…это та часть психологической, педагогической или профессиональной действительности, которая изучается в данной ВКР. Текстуально, предмет исследования обычно близок к теме и цели работы. Тем не менее, в отличие от названия и цели работы, предмет работы - это описание в профессиональных терминах (психологических и педагогических) того содержания, которое рассматривается в работе данного автора. Предмет исследования - это та сфера, в которой автор ВКР пытается рассмотреть некоторые особенности и дать им характеристику».

Ну, с предметом исследования как-то еще более или менее что-то понять можно, а вот с объектом – большая проблема. Ну скажите, пожалуйста, люди добрые, как простому студенту, пусть и добежавшему до последнего этапа вузовского обучения – защиты диплома, сформулировать этот самый «избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды» с темой своей дипломной работы? Как это «как-то»? И что именно понимать под «отделенностью от окружающей среды»?

Конечно, можно сильно пофантазировать на этот счет и даже проявить некий цинизм, чтобы выполнить эти рекомендации кафедры. Но вряд ли подобные изыски заинтересуют членов аттестационной комиссии и тем более – реально позволят студенту-дипломнику сформулировать объект и предмет исследования во введении к своей дипломной работе.

Так, может, не стоит морочить голову студентам подобными ультра-, супер- и прочими головоломными фразами, а написать максимально просто:

а) объект исследования – это то явление, факт, событие, отношение и т.п., о котором в дипломной работе пойдет речь и которое будет в ней обсуждаться, анализироваться;

б) предмет исследования – это то, что необходимо сделать в дипломной работе для того, чтобы указанные выше явление, факт, событие, отношение и т.п. были исследованы и оценены (применить методику, нормы права, инструменты анализа и т.д.).

Далее даже эти простейшие формулировки объекта и предмета исследования стоит проиллюстрировать, например:

  • объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений против собственности; предмет исследования - уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступлений против собственности;
    или:
  • объектом исследования является деловая коммуникация, предмет исследования – формы деловой коммуникации в сфере управления.

Вот и все. Просто, пусть даже примитивно, но зато понятно и вполне приложимо к конкретной студенческой дипломной работе.

Вывод из вышесказанного столь же прост: ни к чему студентам заумные формулировки в методических рекомендациях. Куда лучше и уместней привести простые примеры.



Вернуться назад