Главная > В мире > Минусы украинской евроинтеграции

Минусы украинской евроинтеграции

 
Минусы украинской евроинтеграции Соглашение об ассоциации с Евросоюзом вскоре может обернуться для Украины еще одним не совсем приятным последствием.

В настоящее время США и Европейская комиссия ведут переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (The Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP), которые могут завершиться успехом уже в текущем или в 2015 году.

Если соглашение будет подписано в своем нынешнем виде, страны Евросоюза могут утратить значительную долю своего национального суверенитета, а Украина будет вынуждена в одностороннем порядке открыть свой рынок еще и для американских товаров.

Океан ‒ не помеха

"Свободная международная торговля ‒ это большое благо!" ‒ гласит один из основополагающих постулатов концепции глобализации. И чем крупнее рынок, где ведется такая беспрепятственная торговля, тем лучше для всех его участников.

С этой точки зрения создание зоны свободной торговли между США и Евросоюзом представляет собой огромное достижение для всей мировой экономики. Ведь на эти территории приходится около 60% глобального ВВП. Торговля товарами между Штатами и ЕС составляет порядка 33% от общемировой, а услугами ‒ 42% (на 2013 год).

В принципе американо-европейскую торговлю можно назвать достаточно свободной: средний уровень таможенных тарифов здесь составляет всего лишь около 3%. Однако основные барьеры в двусторонних экономических отношениях находятся в нетарифной сфере.

Отличающиеся стандарты, нормативы и правила, протекционистские меры и различные законодательные положения ограничивают торговлю между ЕС и США, позволяя национальным правительствам регулировать внешнеторговые отношения и в той или иной мере защищать своих производителей от зарубежной конкуренции.

Идея Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) как раз и состоит в том, чтобы снять либо значительно ослабить эти нетарифные барьеры, позволяя американским и европейским компаниям свободно поставлять товары и услуги по обе стороны Атлантики, везде пользуясь практически национальным режимом и нигде не сталкиваясь с дискриминацией.

По оценкам экспертов, поддерживающих эту идею, эффект от взаимного открытия рынков может быть громадным. Как, в частности, определили в Centre for Economic Policy Research, полная отмена ограничений будет способствовать дополнительному росту совокупного ВВП стран Евросоюза на 68-119 млрд евро в год к 2027 году, а США ‒ на 50-95 млрд евро.

Европейская комиссия заявляет, что создание TTIP может привести к расширению объемов американо-европейской торговли на 50%, или более 350 млрд евро в год, если считать и товары, и услуги.

Однако на пути создания TTIP хватает и трудностей. Не зря переговоры между Европейской комиссией и США стартовали только летом 2013 года, хотя впервые предложение о создании Трансатлантической зоны свободной торговли было выдвинуто еще в 1995 году, когда стало ясно, что движение в сторону снятия всех торговых ограничений в рамках ГАТТ/ВТО потерпело крах из-за протекционистской позиции развивающихся стран, а идею TTIP в его нынешнем виде озвучила в 2006 году федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Дело в том, что TTIP предполагает не просто снятие торговых барьеров. В рамках этого соглашения должны быть гармонизированы или взаимно признаны все действующие сейчас в США и ЕС нормативы и стандарты в различных отраслях. После подписания Трансатлантического партнерства на европейский рынок может, например, быть направлена американская пищевая продукция, содержащая ГМО либо имеющая повышенное содержание гормонов и антибиотиков.

Европейские компании, с другой стороны, претендуют на американские военные заказы и хотят поставлять в США автомобили без дополнительной проверки их безопасности согласно американским стандартам.

У каждой стороны есть свои чувствительные места и свои списки исключений из новых правил, и согласовать по ним позиции ‒ нелегкий труд. Тем не менее большинство экспертов уверены, что переговоры будут доведены до конца, если не в этом году, то в следующем. И это вызывает большое беспокойство у многих специалистов.

Сила права и право силы

Все они видят основную угрозу в том, что TTIP ‒ это проект большого бизнеса, прежде всего, американского. И продвигается он в интересах транснациональных корпораций за счет населения и суверенитета отдельных европейских стран.

Так, одним из важнейших аспектов TTIP является создание так называемых экстерриториальных арбитражных судов, в которые американские и европейские корпорации смогут подавать иски напрямую против национальных государств, если посчитают, что решения, принятые правительствами, могут как-то повредить их бизнесу.

Неправительственная организация The World Development Movement (WDM) приводит в качестве примера конфликт между табачным концерном Philip Morris и правительством Великобритании, которое в рамках борьбы с курением собирается убрать яркие этикетки и названия брендов с пачек сигарет.

Сейчас руководство Philip Morris может только грозить британским властям, что в случае принятия такого закона корпорация подаст в суд с требованием о взыскании 11 млрд фунтов стерлингов неполученной прибыли. На самом деле у нее нет практически никаких шансов юридически оспорить это решение правительства.

В случае же создания TTIP корпорация получит полное право немедленно обратиться с иском в независимый экстерриториальный арбитраж и будет иметь высокие шансы на выигрыш дела.

Как отмечают эксперты, это будет означать, что правительства фактически лишатся возможности как-то влиять на глобальные корпорации, предъявляя им какие-либо социальные, экологические или культурные требования на национальном уровне. Суверенитет государств в этой области будет резко ограничен.

Характерно, что субъектом переговоров о создании TTIP со стороны Евросоюза выступает исключительно Европейская комиссия, в начале 2013 года получившая соответствующий мандат от Европарламента.

Национальные правительства не имеют возможности напрямую влиять на этот процесс, а общественность не имеет никакой информации о ходе переговоров. Единственный контрольный механизм заключается в том, что соглашение о TTIP должно быть ратифицировано парламентами европейских стран.

Поэтому многие европейские общественные организации критикуют непрозрачные переговоры и выступают против Трансатлантического партнерства. Эксперты опасаются того, что при взаимном признании американских и европейских правил регулирования бизнеса общими для всего евроатлантического сообщества станут американские как менее обременяющие бизнес социальными, экологическими и прочими обязательствами.

В США, в отличие от европейских стран, весьма либеральное трудовое законодательство, нет всеобщего пенсионного и медицинского обеспечения, относительно слабо поставлена защита прав потребителей, базирующаяся в основном на судебных исках, а не на общеобязательных нормативах.

После полного уравнивания в правах европейских и американских компаний по обе стороны Атлантики американский бизнес при прочих равных условиях будет более конкурентоспособным. Это может привести либо к массовым разорениям европейских компаний, либо к частичному демонтажу европейской социальной сферы и замене высоких европейских санитарных, экологических и социальных стандартов более слабыми американскими.

Так или иначе, после создания TTIP экономическая самостоятельность европейских стран будет фактически сведена на нет. Европа окончательно превратится в бесправного американского сателлита.

Впрочем, за счет более свободных потоков товаров, услуг и капитала это может быть компенсировано созданием новых рабочих мест и повышением доходов некоторой части населения. Однако от взаимной либерализации торговли и инвестиций выиграют, прежде всего, США и ведущие страны ЕС, в то время как остальным придется туго.

Принуждение к сотрудничеству

Вне TTIP неизбежно окажутся страны, которые имеют соглашения о свободной торговле с ЕС или США. При этом, например, в Канаду и Мексику будут свободно поступать через США европейские товары, в то время как канадские и мексиканские компании не получат аналогичного доступа на европейский рынок.

С аналогичными проблемами столкнутся страны ЕАСТ, Турция, Украина и другие государства, имеющие соглашения об ассоциации с ЕС. Все они окажутся открытыми для реэкспорта через Европу американских товаров, произведенных по американским стандартам, в то время как их собственная продукция по-прежнему не будет пользоваться в США никакими привилегиями.

Но наиболее серьезной проблемой специалисты называют замещение их товаров американскими и европейскими на соответствующих рынках. Например, европейской торговой компании будет выгоднее закупать бытовую технику, изготовленную в США, а не в Турции, так как импорт американской продукции, в отличие от турецкой, не будет сталкиваться ни с какими тарифными и нетарифными ограничениями.

Точно так же украинская катанка на рынке США, возможно, будет проигрывать испанской или итальянской из-за необходимости прохождения таможенных и прочих импортных процедур.

При этом влияние TTIP на третьи страны может оказаться очень высоким. Проведенное в начале этого года исследование германского IFO Institute и компании Bertelsmann показывает, что наибольшую выгоду от создания Трансатлантической зоны свободной торговли получит США.

Благодаря тому, что местные компании смогут выйти на европейский рынок, не внедряя более высоких и обременительных европейских стандартов, реальный ВВП США на душу населения возрастет на 13,4%. Евросоюз в среднем выиграет 5%, хотя для государств юго-востока и востока Европы эффект будет практически нулевым.

Однако остальной мир за счет сокращения экспорта в США и ЕС проиграет. Больше всего ‒ 9,5 и 7,2% ВВП на душу населения лишатся Канада и Мексика, почти 6% потеряет Япония, от 3,5 до 5% ‒ Турция и страны Северной Африки, имеющие сегодня тесные экономические отношения с ЕС. Для Украины прогнозируемый объем потерь составляет менее 1% от ВВП, но, отметим, что исследование проводилось до подписания соглашения об ассоциации.

Правительства таких стран, как Турция и Швейцария, уже бьют тревогу. В частности, турецкие эксперты оценивают ущерб от создания TTIP в 20 млрд долл. в год вследствие сокращения экспорта в Евросоюз и ухудшения торгового баланса с ЕС и США.

По данным швейцарского Института мировой торговли при Университете Берна, Швейцария может потерять около 3,4 млрд долл. в год. С наибольшими трудностями столкнутся местные производители автомобильных деталей и точных приборов, а также фармацевтическая и химическая промышленность. Возможно, компаниям этих отраслей придется переносить производство в ЕС.

Для Украины последствия создания TTIP могут также оказаться весьма неприятными. Ведь порядка 30% украинского экспорта в ЕС приходится на сельскохозяйственное сырье и пищевую продукцию, которые могут быть вытеснены с европейского рынка дешевым американским зерном и масличными культурами.

Под большим вопросом оказывается и создание в Украине ориентированных на Европу производств комплектующих.

Единственный выход из положения видится в том, чтобы попытаться присоединиться к Трансатлантической зоне свободной торговли, полностью приняв все ее условия и даже не пытаясь что-то выторговать для себя. Такой вариант, в частности, обсуждается в настоящее время в Швейцарии. В турецких деловых кругах усилилось движение в пользу вступления в ЕС, хотя местные эксперты признают, что решение об этом будет приниматься не в Анкаре, а в Брюсселе и Вашингтоне.

Между тем одновременно США ведут переговоры о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли, куда предложили вступить 12 странам АТР (Китай в их число не входит). В связи с этим многие эксперты предполагают, что таким образом США стремятся создать всемирный торговый блок, в котором они сами будут устанавливать правила в интересах американского, в основном большого, бизнеса.

Зато, как утверждает британский министр торговли лорд Ливингстон, один из сторонников и пропагандистов TTIP, потребители получат от соглашения более широкий выбор товаров по более низким ценам, трудящихся ждет повышение зарплат благодаря росту производства, а малому бизнесу откроется доступ к экспортным рынкам.

Интересно, что точно такими же аргументами подкрепляли свою позицию сторонники скорейшего вступления Украины в ВТО и подписания ассоциации с ЕС. И, учитывая конкретные результаты данных мероприятий, это не может не наводить на размышления…

Виктор Тарнавский

Источник: _http://minprom.ua

Вернуться назад