Главная > Политика > Очередная коррупционная схема в украинском ТЭК

Очередная коррупционная схема в украинском ТЭК

 
Очередная коррупционная схема в украинском ТЭКЧастным газодобывающим компаниям предлагают альтернативный вариант расчетов по налоговым обязательствам. Пользователи недр смогут передавать часть добытого газа на сумму своих рентных обязательств НАК «Нафтогаз Украины»

Такая норма содержится в законопроекте №2395, инициированном Александром Онищенко, нардепом (группа «Воля Народа»), замглавы комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. «Сегодня на плечи газодобытчиков возложена большая налоговая нагрузка, упомянутый документ должен облегчить фискальное давление на отрасль», – считает Онищенко.

Зачет-незачет?

В документе говорится, что НАК в течение трех рабочих дней после письменного обращения газодобытчика обязан заключить специальный договор и акт приема-передачи газа. Сумма договора не должна превышать число налоговых обязательств по оплате ренты.

Цена газа добывающей компании будет рассчитываться, исходя из граничного уровня стоимости, установленной для промышленности и других потребителей Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

После фактической передачи голубого топлива НАК газодобытчика освобождают от уплаты ренты и ответственности за просрочку платежей.

Целесообразность такого законопроекта как минимум сомнительна. Данная инициатива – это возвращение в 90-е, где практиковались бартерные схемы, что убивает ликвидность, констатирует представитель крупной газодобывающей компании, пожелавший сохранить анонимность: «Рынкам нужны деньги и ликвидность, а не бартер».

Александр Горбуненко, финансовый директор Burisma Holdings, отмечает, что упомянутый документ потенциально содержит в себе достаточно серьезную бюрократическую и коррупционную составляющую.

«Представьте, каждой компании необходимо согласовать, подписать, все оформить с государственной компанией. В теории, такой подход снизил бы фискальное давление на частные компании, так как им не пришлось бы оплачивать ренту в условиях дефицита собственных средств, но остается большая неопределенность с тем, каким образом подобные операции будут приниматься со стороны Государственной фискальной службы», – сетует он.

Скорее, это помощь «Нафтогазу», а не поддержка газодобытчиков, полагает Артур Сомов, финансовый директор ПАО «Карпатыгаз».

Он пояснил, что НАК с декабря начал продавать газ коммерческим потребителям и декларирует нереалистичные объемы топлива, тогда как передача газа в счет ренты позволит госкомпании заполнить недостающий объем топлива.

Затянутые пояса

Но самое важное, что такая инициатива не решит главную проблему в отрасли. Сегодня частные газодобывающие компании «на грани вымирания».

Проблемы начались в августе прошлого года. Ссылаясь на сложное политическое и экономическое положение государства и необходимость наполнить госбюджет, чиновники решили поднять рентную плату при добыче газа с глубины до 5 км с 28% до 55%, с глубины свыше 5 км – с 15% до 28%.

Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики, объясняет, что изначально ренту хотели повысить только частникам, работающим по договору совместной деятельности (ДСД) с госкомпаниями.

И это было вполне логично, так как государство стремилось прикрыть схемы, по которым эти газодобытчики обогащались за счет пользования уже готовыми скважинами, не внося своих инвестиций в развитие. Но позже включили и остальных частных газодобытчиков.

Причем данная мера правительства позиционировалась как временная, экстренная, и с 1 января 2015 года ставки ренты обещали вернуть на прежний уровень.

Но неожиданно для всех эту меру продлили еще на полгода. Больше всего не повезло предпринимателям, работающим по ДСД. С 1 января им пришлось платить ренту 60% от стоимости газа, а со второго квартала – 65%, с третьего – 70%.

Последствия резкого ухудшения условий работы газодобытчиков неутешительны. Если в начале 2014 года средний рост объемов добычи газа частными компаниями превышал 30%, то по итогам января 2015 года этот показатель снизился до 11%, говорят в «Нефтегаздобыче».

Отечественные отраслевые ассоциации прогнозируют, что уже в текущем году сектор частной газодобычи просядет на 1 млрд куб. м, а это порядка 4 млрд гривен рентных платежей в бюджет, напоминают в «Смарт-Холдинге».

По оценкам «Нефтегаздобычи», в текущей ситуации только на протяжении 2015-2017 годов Украина недополучит 5 млрд куб. м газа собственной добычи. Этот объем придется импортировать с высокими рисками для энергетической и экономической безопасности страны.

Налоговая нагрузка в комплексе с ограничением реализации газа промышленности (постановление Кабмина №647) заставила добытчиков существенно сократить или даже свернуть свои инвестиционные программы.

К примеру, «Смарт-Энерджи» только в 2014 году сократил плановый объем инвестиций с $44 млн до $22 млн. На текущий год компания также урезала инвестиции на $15 млн.

По словам Горбуненко, Burisma на 2015 год сократила инвестиции в разведку и добычу газа с $175 млн до $25 млн. Евгений Паленка, финансовый директор совместного предприятия «Полтавская газонефтяная компания» («дочка» британской JKX), информирует, что его компания вообще решила не инвестировать в этом году, хотя в плане стояло несколько десятков миллионов долларов: «При таких ставках налогов вопрос окупаемости капитальных вложений становится непонятным, поэтому мы вынуждены сворачивать инвестиции».

На этом фоне компаниям приходится массово увольнять персонал.

Вместе с ними с рынка уходят также иностранные компании, которые были основными донаторами передовых технологий для отечественной отрасли, разработки которой остались на уровне 80-90-х годов прошлого столетия.

В декабре 2014 года американская компания Chevron отказалась от реализации проекта по добыче сланцевого газа в Западной Украине, указав среди мотивов двукратное увеличение налоговой нагрузки на отрасль. С похожим заявлением выступила британско-нидерландская компания Shell, которая 12 марта остановила разведку в Харьковской области.

И их можно понять, ведь сегодня газодобыча не только перестала приносить прибыли, но некоторым дается в убыток.

Согласно подсчетам Олега Бакулина, и. о. президента всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка», в настоящий момент средняя себестоимость добычи составляет $150, или 3493,5 гривны (по курсу Нацбанка 23,29 грн/$) за 1000 куб. м природного газа.

С 1 марта граничный уровень цены установлен для промышленного потребителя на уровне 8900 гривен за 1000 куб. м. В основном компании платят ренту 55%. Как правило, для поддержки реализации предприятия дают скидку поставщикам 10-12% от граничного уровня, то есть получается примерно 7900 гривен за 1000 куб. м природного газа.

Экономика выглядит следующим образом: 7900 гривен (цена со скидкой) – 4985 гривен (рента 55%) – 3943 гривен (себестоимость). Итого получается убыток 488 гривны на каждых 1000 куб. м газа.

Еще можно спасти

Ставки ренты в Украине – одни из самых высоких в мире. В соседней Польше ставка ренты установлена на уровне 19%, Румынии – 30%, Азербайджане – 26%, в США – в среднем 18-20% (данные «Смарт-Холдинга»).

Это прекрасно понимают в правительстве, но месяцы разговоров о понижении налогов премьером Арсением Яценюком так ни к чему и не привели.

Есть и в Раде законопроект, возвращающий ставки ренты на былой уровень, но и он дальше регистрации никуда не пошел.

Сомов говорит, что привлекательность газодобычи вернется при ренте не выше 30%. С ним соглашается Горбуненко, добавляя, что для создания оптимальной регуляторной и инвестиционной среды необходим системный подход, предполагающий целый комплекс мероприятий.

Например, предоставление льгот по таможенным пошлинам на ввоз оборудования (стимулирует бурение новых скважин), равный доступ добытчиков к магистральным трубопроводам, полная перезагрузка законодательства в нефтегазовой сфере – нужен современный профессиональный (на основе мнения индустрии и экспертов) комплексный набор законов (кодекс, например), который бы и решил те острые вопросы, которые стоят перед отраслью, и т.д.

При условии проведения быстрых и эффективных реформ нефтегазовой отрасли одна только «Нефтегаздобыча» в течение ближайших пяти лет имеет потенциал для увеличения добычи газа до 6 млрд куб. м.

Это позволит компенсировать 25% нынешней потребности Украины в импортном энергоносителе. Если бы и другие компании развивались аналогичными темпами, уже в течение 5-7 лет потребность в импорте газа была бы сведена к минимуму или вовсе исчезла.

По словам Александра Горбуненко, одним из весомых факторов остается возврат доверия к государству в целом и его политике. «От начала процесса принятия инвестиционного решения до получения первого кубометра газа из новой скважины может пройти 1,5 или 2 года.

В течение всего этого времени инвестор должен быть уверен в том, что правила игры не будут меняться 4-5 раз, существенно влияя на экономическую целесообразность каждого отдельно взятого проекта. Пока же у нас менее чем за полгода правила поменялись три раза», – резюмирует Горбуненко.

Автор материала: Андрей Леденев

Источник: _http://forbes.ua/

Вернуться назад